Что такое расстановка акцентов на странице, в рекламе, в плакате или другом произведении? Любой поток информации, текстовой, графической или любой другой должен иметь способы разделения информации по темам, блокам, по смыслу, по важности информации или еще по каким другим признакам. В тексте это заголовки, подзаголовки, абзацы, отбивки, выключки и др. В живописи и графике - это средства композиции (пятно, ритм, силуэт и др.) В типографике и веб-дизайне это совместные шрифтовые, текстовые и графико-композиционные приемы.
Акценты в шрифтовых композициях
При построении композиции строится некая иерархическая модель композиции, определяется степень важности того или иного элемента, продумывается логика иерархии. На приведенном выше условном примере можно видеть иерахическую расстановку элементов в первом примере и неоправданное стремление заголовков «поменяться ролями» во втором примере.
Типичной ошибкой при создании шрифтовых композиций и рекламных блоков является неверное акцентирование как размером, так и цветом.
Первая картинка представляет собой пример двойного акцента размером и цветом (в данном случае ошибочного - заголовок разваливается на составные части, которые трудно воспринимать как одно целое. Во второй картинке более грамотное применение тех же приемов. Третья картинка - тональный акцент, когда выделяемый объект по тону значительно светлее (в данном случае), чем все остальные элементы и фон, за счет чего он и выделяется.
Второй пример - это вроде как нарушение адресации акцента. Весьма очевидная ошибка, и тем не менее многократно повторяемая как в рекламе, так и в инете. На второй картинке более предпочтительный вариант. А вообще в подобных случаях нужно четко проанализировать, с каким смыслом вы хотите произнесть в рекламе подобную фразу. Что-то вроде «КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ»...
Какие вообще бывают акценты? Средства выделения главного
Размер. Прием, когда основная мысль дается большим (чем другие части композиции) кеглем. Это как раз тот вариант, для которого и разрабатываются акцидентные и наборные шрифты. Все составляющие упорядочиваются по значению, и каждое акцентируется в свяязи с этм порядком. Попробуйте сделать обычный вариант страницы, а потом продумать и расставить нужным образо акценты. Может, что-то придется и поменять.
Цвет. Прием, когда акцент выполняется активным цветом. Очень часто применяется в логотипах. При применении активного цвета следует соблюдать количественные пропорции активного цвета. Обычно это активное пятно и небольшое дополнение подобного или близкого цвета для поддержки. Удачным бывает прием, когда вся композиция выполнена оттенками одного цвета, а акцент - активным контрастным цветом. Можно вспомнить цветовой круг и противоположные цвета, но не следует применять этот прием механически, потому как на фоне синей гаммы оранжевый акцент смотрится впечатляюще, а вот на зеленом фоне красный акцент может раздражать, если выполнен бездумно.
Ритм. Обычно сложная форма из нескольких изображений или элементов, которая и становится мощным акцентом.
Пятно. Прием, выполняемый как в шрифтовых композициях, так и в коллажах.
Акценты в живописи и графике
Выделение главного. Не может в композиции все быть одинаково важным и доминирующим. Глаза разъедутся в разные стороны. Нужно помочь зрителю понять вашу мысль, вашу идею. А для это надо максимально ее выделить, подчеркнуть ее особенности средствами, доступными вам. В портрете это обычно лицо и руки, на лице - это глаза, реже нос или рот (обычно в шаржированных изображениях, гротескных, а также в карикатуре). Хотя художник может даже в портрете подчеркнуть характер персоны через какой-нибудь изображение шарфика или берета, шляпы. Хотя на самом деле на выражение основной мысли работает обычно целый комплекс средств, и важно не разбить действие этого комплекса на несколько задач, тем самым принизив силу их воздействия.
Вот пример, когда отсутствуют «излишние» детали, могущие сместить акцент или увести мысль в сторону. На первом портрете волосы лишь намечены и только подразумеваются. Большое черное пятно в верхнем левом углу может сместить визуальный центр портрета, и может появиться примерно равное соотношение черного и белого на листе, что нежелательно в данном случае, потому волосы даны полунамеком. Для восприятия понятно, а общее впечатление не разрушает. На втором практически отсутствует светотень, что не мешает «видеть» подразумевающийся объем. Интересно акцентирование на третьем портрете. На холодном фоне черный силуэт головы и плеч, на котором «теплое» лицо. Вспомните из прошлых выпусков - при одинаковых параметрах теплое смотрится ближе холодного. В любом случае лицо и руки реально акцентированы.
Жанровые композиции мы рассмотрим позже, когда более детально будем рассматривать ритм, пятно, силуэт и другие приемы и средства композиции. Реально в вебе подобные приемы могут быть применены в составных и изобразительных коллажах.
Акценты в коллажах и составных композициях
Сложные коллажи, с изображениями и шрифтами, нужно проектировать и анализировать по полной программе. Как картинка, так и шрифт в таких коллажах являются равноправными объектами ( в смысле композиции, а не контента), и расстановка акцентов зависит целиком от вашего желания выделить или подчеркнуть то, что вам нравится, или наиболее полно отвечает вашей мысли. Если вы подразумеваете наличие планов в вашей композиции - то следует сразу определить, какой объект к какому плану соотнесен. Если используете ритм - то следует ритмизировать как объекты в группе, так и группы между собой (и не забыть о планах). Обычно основной девиз на переднем плане, но может с таким же успехом находиться и на среднем плане, и на заднем.
Для начала попытайтесь убрать все лишнее и отвлекающее, то, без чего можно обойтись, не нанеся ущерб для вашего замысла. Почистить текст, разобраться с заголовками и подзаголовками, фотографиями и иллюстрациями. Затем поработать с фотографиями.
Как выделить основное в фотографии? Я думаю, тут очень хорошо применимы приемы и средства художников-живописцев и графиков. То есть те же самые пресловутые ( о которых я уже кратенько говорил) ввод в композицию, движение взгляда по элементам и объектам, перемещение, ритм, контраст, силуэт (+ контражур ), пятно и далее, далее. Минимальными средствами вы можете усилить воздействие конкретной фотографии, подчеркнув или выделив один или несколько принципов.
Для начала анализ «исходника». Многоплановый пейзаж с готовым зрительным входом в композицию, отлично ритмизированный первый план (столбы), неплохое размещение элементов на втором плане, весьма удачный третий план, или фон (в данном случае небо). Из «недостатков» отметим одинаковые по тону первый и второй планы, как бы их соединение, «влипание».
Схематично это выглядит так - от первой схемы мы должны перейти
ко второй, используя то правило, что на втором плане предметы и
объекты менее контрастны и более сдержанны по цвету (воздушная среда
и прочее). Но вообще-то это правило хорошо в пейзаже, где нарушение
тональности планов может привести к путанице, но на самом деле
в композиции именно акцент, композиционный центр имеет
право на наибольший контраст. Ну а находиться он может и на
первом, и на втором, и даже на заднем плане в зависимости от вашей
задумки и используемого материала. Я чувствую, что надо более
детально рассмотреть эти понятия, и это будет чуть ниже.
И если технически все исполнено правильно, то результат должен быть примерно таким. Для сравнения я помещаю рядом и «исходник».
Акцент - выделение части композиции, изображения, объекта с целью изменения расстановки приоритетов, придания акцентируемой части большей смысловой важности, большего значения. Мы можем усилить контраст на самой акцентируемой части, или уменьшить этот контраст на других деталях, как это сделано в примере №2.
Композиционный центр - часть композиции, выделяемая композиционными приемами и средствами. В примере №1 композиционный цент - это дома на втором плане, выделяемые небом, частями забора и передним планом (дорожка, которая направляет взгляд прямо к ним). А акцентированы столбы забора на переднем плане (несмотря на то, что мы их и не трогали) высветлением второго плана. Разделение акцента и композиционного центра в данном случае и дало эффект пространственности.
Имеем несколько четких планов и выразительную «конструкцию» на переднем плане, которая уже имеет и наибольший контраст светлого и темного, и цветовые акценты (белое пятно, красное пятно, замечательный ритм элементов «конструкции»). Недостатки - смысловой (верблюд все таки «корабль» пустыни, а не моря) и композиционный (излишне активные элементы на втором и третьем плане, немного отвлекающие внимание от центра). Ослабляем «недостатки», а то и вовсе избавляемся от них. В данной композиции пришлось еще менять холодные рефлексы от прибрежного воздуха на верблюде и арабе на теплые рефлексы пустынного типа. Это придает большую правдивость и реалистичность изображению. Ну и очень контрастная тень внизу является случайным акцентом, ослабляем и тень. И вот результат.
Применение эффектов для акцентирования. В данном случае композиционный центр (перспективная точка схода) и акцент (машина с фигурой) разнесены в пространстве, что раздробляет композицию на две равноправные смысловые зоны (что не есть хорошо), поэтому желательно бы работу над композицией продолжить.
Цветовое выделение. Из недостатков исходника для данной композиции отметим слишком высокий горизонт. Если опустить горизонт пониже, то усилится «монументальность» дорожного знака, и его значение для данной композиции. Ну и немного активный задний план. В данном случае можно ввести для усиления акцента черно-белый фон, оставив цветным только знак и надпись. Из смысловых эффектов можно заменить дорогу на пустыню, что и станет логичским завершением задумки (но от фотографии, взятой в качестве примера, ничегошеньки не останется). Все зависит только от задач.
Такой же вариант рассуждений применим и к самой странице. Есть что-то, что вы считаете самым важным на странице, основная мысль или главный элемент, который должен привлекать внимание - его вы и должны выделить. Если нельзя усилить сам элемент, то можно ослабить его окружение. Двойным или тройным акцентом можно значительно усилить главное, но можно таким множеством и внутри вашего главного устроить полный бардак.
На этом варианте во второй картинке акцент ставится за счет иной формы, массы и контраста. В третьей картинке к перечисленному добавляется еще и активный цвет.
В этом примере на достаточно пестром фоне ставится цветной акцент, но этого явно недостаточно. Поэтому ослабляется окружение. В итоге вариант, близкий к предыдущему.
В этом примере активная, броская и выразительная шрифтовая композиция, но весьма дробная. Красный трудно сделать более красным, а черный - более черным. Поэтому просто ослабляются и удаляются лишние детали, отвлекающие внимание. Не может быть все главным. Нужно четко определяться с иерархией (см. прошлый выпуск).
Данные примеры не являются канонами или шаблонами для подражания. В каждом случае нужно подходить индивидуально и искать решение, наиболее подходящее для конкретного случая.
Думаю, что многие из вас, поняв суть композиции, принципов и применения схем, смогут другими глазами взглянуть на живопись, которую до сих пор называли абстрактной, и которая не менее реальна, чем полотна Рубенса или Шишкина. Большая обобщенность или ставка на схематизм обычно вызваны не «неумением» художника рисовать, а желанием остановиться на определенной степени прорисовки деталей для большей выразительности, экспрессии или чего-то другого. Умение убрать лишние детали до степени полной обобщенности тоже является высоким умением или даже талантом. К нашему счастью, власти уже не громят подобные выставки бульдозерами, не сажают таких художников в психушки...
Посмотрите на рисунки детей младшего возраста, тех, кого еще не «научили» рисовать учителя математики или просто начальных классов. Часто выразительность мысли и композиция на уровне больших мастеров. Лично я многому научился, глядя на рисунки своего сына. В 4-5 лет он выдавал композиции, которые я до сих пор храню. Зато сейчас он рисует траву, дом с трубой, облако и солнце, то, на что хватает фантазии у учителей начальных классов. Обидно, когда ради лишних 40-50 рублей люди вынуждены заниматься не своим делом. Не менее обидно, что художники предпочитают зарабатывать рекламой, раскраской щитов, но никак не учительством в школе. Такова наша жизнь (селяви, блин...)
Хотелось бы, что бы вы проявляли интерес не только к веб-дизайну с утилитарными целями, но и просто к живописи или графике, декоративному искусству - ведь этого тоже хватает в инете, и часто весьма высокого качества.